12 августа 2014

Автопробег "Дорогу молоку!" завершился 7-го августа. Всего в пробеге участвовало более 40 автомобилей и 100 участников.

Команда СОВМОЛКО успешно преодолела и бездорожье российского захолустья, и нерасторопность гостиничного персонала, мало где готового кормить ранними завтраками большие компании путешественников.

Основной целью пробега было привлечение внимания региональных властей и широкой общественности к вопросам обеспечения населения страны качественными молочными продуктами в достаточном количестве. На карте дефицита молока в России, которую подготовили организаторы пробега, лишь немногие регионы помечены как благополучные, поэтому вопрос остается актуальным.

Выбранный маршрут проходил в основном по таким "зеленым" областям, которые полностью способны обеспечить своих жителей молоком. Поэтому автомарафон по передовым хозяйствам Черноземья обогатил всех участников новым опытом, новыми профессиональными знаниями, познакомил с применяемыми технологиями. Принимающие гостей хозяйства и специалисты откровенно рассказывали о своих успехах и тех решениях, которые они применяют, демонстрировали корпуса и оборудование, животных и технику.

Среди участников автопробега выделялись три категории специалистов, которых можно условно обозначить как "консультанты", "эксперты" и "новички". "Новички" жадно внимали экскурсоводам на предприятиях, "эксперты" каверзными вопросами вскрывали (впрочем, не очень настойчиво) имеющиеся недостатки, "консультанты" сравнивали все увиденное со своим прежним опытом. Одной из сильных сторон организации автопробега была открытость и искренность, с которой на предприятиях принимали экскурсии коллег. Обычно хозяева и сами не скрывали своих промахов и указывали на их природу. Например, А. Лосев, генеральный директор ГК "Молвест", входящего в пятерку лидеров молочного рынка России, открывая экскурсию по молкомбинату "Воронежский" честно признался, что при постройке собственного молочного комплекса на 3000 голов из-за неправильного выбора проектировщика, не имеющего достаточного опыта в проектировании крупных молочных комплексов, был допущен перерасход средств порядка 10%.

Практически всех животноводов беспокоит проблема подготовки кадров, поэтому с большим интересом был изучен опыт Белгородской области, где в школах есть агроклассы, а также работа "Молочной академии" для школьников, которую открыл Штефан Дюрр, президент компании "Эконива" на молочно-товарном комплексе "ЭкоНиваАгро". Сам Штефан Дюрр основной причиной появления "Молочной академии" называет необходимость повышения престижа профессии животновода.

Владельцев бизнеса волнует повышение рентабельности молочного производства, поэтому они с интересом присматривались к модели объединения производителей и переработчиков молока, реализованной в Восточно-Европейском Молочном Альянсе - ВЕМА. Вместе с тем идея появления саморегулирующейся организации молочников, активно обсуждаемая на всех совещаниях, которые проходили в каждом регионе, не получила одобрения широкой общественности.

Таким образом, автопробег "Дорогу молоку!" позволил всем участникам обсудить с коллегами вопросы, которые сегодня наиболее актуальны для них самих и страны в целом.